Это место просто не может быть не окутано загадками. Достаточно бросить один взгляд на главное здание усадьбы в селе Цауль (Дондюшанский район), и сразу возникает масса вопросов. Кто построил это великолепие? Для чего? Кто жил в вольерах, над которыми — полуистертая надпись «Зоосад»? Кто заложил великолепный лесопарк? И есть ли клад? А он должен здесь быть, — само место обязывает, таинственное и необычное, размышляет автор статьи на портале talenthouse.md.
В 1900 году купил эти земли санкт-петербургский и одесский финансист Андрей Яковлевич Поммер. К тому времени он уже 19 лет был женат на Александре Богдан из Верхних Кугурешт Флорештского района. Семья Богдан владела Кугурештами с давних времен. Сестра Александры, Евгения, тоже вышла замуж за иностранца — за грека Апостопуло, и вместе с мужем поднимала вотчину Сахарна. Александра, а к моменту покупки Цауля ей было почти 40 лет, с супругом взялась за обустройство новых земель. И селение Цауль стало жить по-другому.
Главный особняк выстроили в короткие сроки. Местные ходили смотреть, что за диковинный дом такой появился: отродясь они не видели такого строения. Разве что те, кто бывал в крупных городах, уж они-то могли порассказать соседям и не такое. В усадьбе появились хозяйственные постройки, крепкие одноэтажные строения, украшенные резным деревом, водонапорная башня, погреб, каменный забор. Были разбиты клумбы, а строения окружал красивый небольшой парк.
В Цауле устраивались вечера, приезжали гости, а местные неплохо зарабатывали на обслуживании господ. Но на этом супруги Поммер решили не останавливаться: вовсю шли работы по закладке лесопарка. Они начались вместе со строительными работами, но в отличие от возведения зданий, лесопарк требовал постоянной многолетней заботы. Хозяева пригласили для воплощения этой цели в жизнь украинского художника пейзажиста И.В.Падалко-Владиславского и местного садовода-виноградаря Якова Дмитриевича Войтова.
Шуточное ли дело: несколько десятков гектаров земли решили засадить привезенным с разных концов света растениями, сделать озеро и пруд. Различные участки лесопарка должны были воспроизводить растительность разных уголков земного шара. Впрочем, и сегодня это заметно.
В 1925 году площадь лесопарка насчитывала уже 30 гектаров. К тому времени у усадьбы были другие хозяева: Андрей Поммер скончался в 1912 году, его супруга – неизвестно, в каком году умерла, но она после смерти мужа уехала в Санкт-Петербург. И она же с сестрой наведывалась в Верхние Кугурешты, где по их заказу и на их деньги сам Алексей Щусев строил церковь.
В советские времена Цауль был чем-то вроде потемкинской деревни: на развитие этого населенного пункта тратилось много средств. Здесь часто бывали иностранные делегации, которым показывали, что и в молдавских селах народ живет не хуже, чем в городах. Да, Цауль стал «очень городским», где даже коровы на пастбища ходили по асфальту.
В старой усадьбе открыли дом отдыха, а в главном корпусе, похожем на дворец, — дом культуры. Позже огромный Дом культуры выстроили на улице, идущей перед парком усадьбы. Рядом с одной из хозяйственных пристроек основали зоосад, где жили птички, волки и даже, говорят, был мишка из бурых. Лесопарк содержали в образцовом порядке. Тем более, рядом с усадьбой построили сельскохозяйственный техникум, студенты которого часто работали в лесопарке. В техникуме учились студенты из стран бывшего соцлагеря и даже из далекой Африки.
В здании бывшей школы – она уже за забором усадьбы, на территории села, — открыли музей Цауля. Сегодня по дырявым крышам этого дома скачут белки, а дверь кажется навсегда закрытой…
Комментарии закрыты.