Республика спит: Молдова для избранных, а не для избирателей

Текст: Максим Калмыков

Говорят, что двигаясь по жизни люди становятся мудрее. Не всегда. Высшая несправедливость: часто годы приносят вместо мудрости маразм. С государствами, наверное, так же. Молдове под тридцать, но она впала в безумие вместо того, чтобы повзрослеть.

Давно замечено, что каждая новая власть здесь хуже предыдущей. Воронина любили и ненавидели. На Филата сначала надеялись, а потом презирали. Плахотнюка боялись, но отдавали должное его энергичности и преступному таланту. Над Додоном смеются.

Впервые в истории у нас президент, за которого голосуют постольку поскольку. Или, как он сам выразился по иному поводу, «deatita». Много ли вы знаете людей, которые на вопрос о предпочтительном политике с гордостью называют его имя? «Ну, за Додона, наверное… другие не лучше», — обычно отвечают так. Потупив взгляд.

Большинство же людей вообще не хотят  голосовать ни за кого. Судя по опросам, таких около 70 процентов. Судя по смысловому наполнению молдавской политики, они правильно делают.

Одни «принципиальные» борцы с Плахотнюком выстроились в очередь на делёжку его наследства. Другие, похоже, не прочь вместе с людьми Плахотнюка оттянуть этих первых от кормушки. Сначала Додон с демократами кинул блок Акум, а теперь Шор и бывшие демократы пытаются сбросить Додона при помощи Акум. Но позвольте спросить: а для чего? Нет, оно, конечно, весело — наблюдать за взлетом и падением индюков, но практической пользы от зрелища никакой.

Около года назад начался их очередной забег по цирковой арене. Все участники обещали, что на полпути остановятся и развернутся к выходу из цирка. Этим выходом им виделись досрочные выборы. Сегодня о них либо забыли, либо говорят как о чем-то невозможном, неконституционном и несвоевременном. Маразм тем временем крепчает. Это вообще его главное свойство. Но о перезагрузке явно заглючившей системы теперь вспоминают лишь те, кто в ней не участвует.

Например, бельцкий градоначальник. Просмотры его лайвов в соцсетях бьют рекорды Навального, если пересчитывать в пропорции к населению. Он словно закадровый голос, который звучит в нескончаемом молдавском сериале между монологами опостылевших героев.

Германский канцлер Отто фон Бисмарк говорил, что люди не должны видеть как делается колбаса и политика. Молдавский оппозиционер Ренато Усатый своими обличениям отбивает к политике всякий вкус.

И слава богу.

Потребители и раньше догадывались, что им подсовывают порченный товар. Но во время нынешней «эпидемии борьбы с коронавирусом» запах тухлятины стал особенно острым. Лучше других потусторонние усилия властей описал одной ироничной фразой Штефан Глигор: «Оказывается, никто в мире не был готов к этому вызову , кроме Додона, Кику и Думбравяну».

Кризисы ускоряют течение времени, а деградирующей стране время не союзник. То, на что должны были уйти годы, благодаря китайской болячке свершилось за месяцы. Примерно с начала марта стало понятно, что никакой власти в классическом понимании здесь нет. Молдавское государство не просто неспособно позаботиться о своих гражданах — оно даже не может толком объяснить, что происходит и что надо делать. Зато очень поднаторело во взимании гигантских штрафов. Многие страны сейчас раздают людям деньги, а вот наша решила отбирать.

Между тем, кризис — это тот самый страховой случай, ради которого граждане и объединяются в государственные образования. Мы работаем и платим в общую казну налоги, а когда приходит беда, вы нам помогаете. Это основа общественного договора. Страна, которая его не выполняет, создана для чего-то другого.

Молдавские политики давно поняли, для чего: государственный статус Молдовы позволяет её элитам безнаказанно заниматься крупнокалиберным воровством.

За возможность это делать они бьются до последнего кумэтра. Вернёмся к лайву Усатого. Он рассказал (и показал документы), как главная молдавская спецслужба работает 1) на устранение конкурентов Додона, 2) следит за послами европейских стран, которые поддерживают конкурентов Додона, 3) «крышует» контрабанду сигарет — излюбленный бизнес местных князьков.

Любопытный фрагмент коммуникации  «сибовцев». Они друг другу жалуются:  очень трудно стало находить информаторов внутри политических партий, потому что при Плахотнюке все стукачи сидели в ПСРМ, а теперь она сама хочет за всеми следить.

Что ж, придется пока последить за собой. Но, скорее всего, недолго.

Молдова стала первой страной, где депутаты покидают не оппозиционные партии, а правящую коалицию. Разрыв шаблона от Додона. Похоже, гроссмейстер снова всех переиграл. В том числе, самого себя. Непохоже, что это влечет за собой судьбоносные перемены.

Другие новости

Комментарии закрыты.

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. ПринятьУзнать больше

Hide picture