В Молдове отсутствуют внесудебные механизмы регулирования врачебных ошибок и механизм страхования профессиональной ответственности. Нет структуры, которая устанавливала бы степень тяжести этих ошибок. В то же время количество врачебных ошибок растет с каждым годом. Эти выводы содержатся в исследовании, проведенном Институтом по правам человека в Молдове (IDOM).
Адвокат Ион Додон на пресс-конференции в агентстве IPN заявил, что законодательство не содержит понятия медицинской ошибки, хотя под некоторыми аспектами эта юридическая категория регулируется Уголовным кодексом, который устанавливает наказание за медицинские ошибки, совершенные по неосторожности медицинским работником, ошибки, которые наносят ущерб здоровью пациента или приводят к его смерти. Не предусмотрена, однако, уголовная ответственность за причинение вреда легкого и средней тяжести. Кроме того, не предусмотрены эффективные механизмы защиты от медицинской ошибки, за исключением возможности обращения в суд.
Директор института по правам человека в Молдове Вану Жереги отметил, что за десять лет отслеживания случаев нарушения прав человека в медицинской системе было замечено, что самой большой проблемой является то, что все эти случаи остаются на бумаге либо экспертиза длится годами:
«Есть случаи, попавшие в прессу. Родственники плачут в коридорах, а врачи закрывают перед ними двери и говорят, что не они виноваты. Чем дальше мы идем, тем больше таких случаев. Придя в суд, мы сталкиваемся с ситуацией, когда нет возможности получить альтернативную экспертизу и очень трудно опровергнуть то, что написал врач. Тем более, что существует корпоративная солидарность врачей. Врачи признали бы, что совершили ошибку, если не оставались бы одни перед лицом этой проблемы».
Юрист IDOM Раду Бобейкэ сказал, что правильным подходом в этой теме было бы недопущение, насколько это возможно, медицинских ошибок в будущем и, в то же время, снижение негативного воздействия на состояние пациента. Обоюдное соглашение между врачом и пациентом должно быть предусмотрено в законодательстве как предварительное условие судебного процесса. Кроме того, должна существовать практика медицинского страхования в случаях медицинских ошибок.
Эксперт в области прав человека и медицинских политик Аркадие Астрахан привел в пример несколько стран, отметив, что в таких государствах, как Швеция, Финляндия и Австралия внедрена модель установления связи между ошибкой и компенсацией. Шведская модель ближе к потребителю, потому что сокращаются судебные расходы и формально пациенты не нуждаются в правовой помощи. По словам эксперта, существует большой рынок страхования в случае медицинских ошибок. В Германии до 18 случаев из 100 попадают в суд, остальная часть компенсируется без суда.
После включения всех рекомендаций, в том числе со стороны международных экспертов, исследование будет направлено центральным органам власти, в том числе правительству.
Комментарии закрыты.