В последние дни в Молдове заметно активизировались унионистские настроения. Более того, они вышли на совершенно новый уровень.
Бывшая до сих пор осторожной в своих высказываниях, Майя Санду с голубых экранов агитирует за проведение референдума об объединении Республики Молдова с Румынией. А пока призывает задуматься о практических шагах для приближения этой цели: едином пространстве мобильной телефонной связи, единой ширине железнодорожной колеи.
Недавний кандидат в премьер-министры Ион Стурза приветствует введение внешнего управления Румынии в Молдове под патронатом США: так он охарактеризовал 7 условий Дачиана Чолоша.
“Своего рода принуждение к миру кишиневской олигархии. Своего рода внешняя администрация под высоким патронатом американцев. Лично я приветствую этот исключительно смелый шаг правительства Чолоша”, — написал Стурза в социальных сетях.
Молдавские унионисты (какая Конституция и Уголовный кодекс?) объявляют о запуске специализированного телеканала, который будет называться Unirea TV (“ТВ Объединение”). И что-то подсказывает, что Координационный совет по телевидению и радио не станет наказывать его за отсутствие плюрализма мнений, за что регулярно штрафует одни и те же “неблагонадежные” телеканалы. Власти на эти изменения в медиапространстве не обращают никакого внимания: они “героически” борются с российской пропагандой.
Директор Института политических наук и международных отношений Румынской Академии наук Дан Дунгачу со знанием дела говорит в интервью одному из румынских изданий, что государственный проект под названием “Республика Молдова” провалился и “объединение с Румынией — это единственное, что остается для РМ, когда у нее отобрали уже все”.
И, наконец, — откровения от вице-председателя Либеральной партии Вячеслава Унтилэ.
Как утверждает портал Independent.md, в минувшие выходные Унтилэ встречался с партактивом в Кантемире.
Местные активисты Либеральной партии поинтересовались у своего партийного начальника, почему руководство ЛП пошло на соглашательство с Демпартией и проголосовало за правительство Филипа, а не Стурзы?
“Я считаю, что единственный шанс для нас состоит только в объединении с Румынией. А Плахотнюк пообещал, что если мы сейчас проголосуем, в 2019 году он осуществит объединение с Румынией”, — ответил Вячеслав Унтилэ.
“Сезонное” обострение
Политический аналитик Алексей Тулбуре считает, что нынешний поток унионистских заявлений является чем-то вроде “сезонного” обострения на фоне кризисных явлений, и дальше этого дело не пойдет.
“Унионистская риторика всегда повышается на градусы, когда в стране происходит обострение кризиса. Так было с самого начала независимости Молдовы. Когда был конфликт на Днестре, многие говорили, что лучше присоединиться к Румынии, только бы прекратить войну.
Сегодня мы тоже находимся в кризисном состоянии. Скорее даже — на пороге катастрофы: государство не функционирует, денег нет, политический класс дискредитировал себя. Все это провоцирует определенные настроения в обществе. Отсюда – активизация дежурных, можно даже сказать, профессиональных унионистов”.
Что же касается откровений Вячеслава Унтилэ, то Алексей Тулбуре не исключает, что вице-председатель ЛП действительно сказал правду. То есть то, что на переговорах с либералами Владимир Плахотнюк пообещал им, что в среднесрочной перспективе может произойти объединение Молдовы с Румынией.
“Я думаю, что Плахотнюк, убеждая ЛП проголосовать за правительство Филипа, мог пообещать либералам то, что они хотят — объединение с Румынией. На переговорах с отколовшимися коммунистами наверняка обещалось что-то другое. Это элемент политической игры. Кто что хотел услышать, то и услышал”, — уверен политической аналитик.
Объединение Молдовы с Румынией Алексей Тулбуре называет “гипотетически возможным политическим развитием событий”, но только “на фоне катастрофы”.
В первую очередь, считает он, в объединении не заинтересованы молдавские чиновники: “Есть такая поговорка – лучше быть первым на деревне, чем последним в городе. Для нашего чиновничества объединение с Румынией означает потерю подопытного народа, который можно грабить, и отстранение от кормушки внешней помощи. Ведь придет другое, румынское чиновничество, и наше окажется не у дел”.
Другой момент. По словам Алексея Тулбуре, сейчас у определенной части молдавского общества есть определенные ожидания, которые после объединения не будут соответствовать реальности. “Понимаете, хотя на культурном, историческом и лингвистическом уровне Молдова и Румыния очень близки, на протяжении более 200 лет мы формировались в одном социопространстве, а они – в другом. У нас и сегодня непростые отношения с румынами, хотя на расстоянии мы и любим друг друга. А после объединения они могут обостриться, вплоть до сопротивления чему-либо”, — считает политолог.
Для Бухареста все тоже не так просто, как кажется. Во-первых, объединение – это достаточно дорогостоящий проект. Два года назад румынский сенатор по вопросам Европы и Азии Виорел Бадя посчитал, что для объединения с Молдовой его государству потребуется 20 млрд. евро уже на первом этапе, который займет 7-10 лет. По другим подсчетам, “униря” может обойтись не менее чем в 25-30 млрд.
Во-вторых, в “нагрузку” к правобережной Молдове Румыния получит Гагаузию, возможно, Приднестровье, пророссийски настроенный север Молдовы и только 20% граждан РМ, выступающих за объединение.
Алексей Тулбуре не исключает, что проект поглощения Румынией Молдовы в среднесрочной перспективе вполне мог быть поддержан в Вашингтоне. Но своего слова еще не сказал Брюссель, позиция которого в этом плане может диаметрально отличаться от позиции Соединенных Штатов.
“В Европе есть масса государств с замороженными территориальными спорами. Возьмите хотя бы ту же Румынию и Венгрию. Если Румынии сейчас позволят присоединить Бессарабию, это может послужить катализатором и спровоцировать в ЕС целый ряд ненужных ему проблем. И первой, кто выскажет свои территориальные претензии, и не только Румынии, может стать Венгрия”.
Политический аналитик Игорь Боцан тоже полагает, что официальный Кишинев не заинтересован в проекте объединения Молдовы с Румынией. А нынешний “всплеск унионизма” в первую очередь связан с политическим и социально-экономическим кризисом, и как только все стихнет или изменится, сойдет на нет и унионистская риторика.
Геополитические планы США
А вот политолог Богдан Цырдя считает, что за усилением нынешней унионистской риторики в Молдове стоят США, которые, по его мнению, дали отмашку на ускорение реализации проекта «Великая Румыния».
“Это связано с обострением геополитической обстановки. Россия, вмешавшись в сирийский конфликт, помешала Вашингтону в реализации плана “Большой Ближний Восток”, связанный, с одной стороны, со стремлением взять под контроль огромный нефтедобывающий и нефтетранспортный узел, с другой, — с коренным переустройством и подчинением себе огромного региона, имеющего не последнее геополитическое значение”.
Вмешательство России сильно разозлило США, уверен политолог, которые в качестве ответной меры сейчас пытаются ударить по российскому “backyard”, то есть заднему двору. Как результат — Вашингтон обострил ситуацию на Донбассе и реализует определенный сценарий и на территории Республики Молдова.
В конце января на сайте НАТО был размещен документ о планах Североатлантического альянса на ближайший год. В нем упоминается и Молдова. “По просьбе правительства РМ” НАТО планирует помочь молдавским коллегам разработать стратегию национальной безопасности, планы обороны и другие документы аналогичного содержания. А во второй фазе — продолжить консультации и помощь в “трансформации вооруженных сил Республики Молдова”.
“Можно предположить, что Североатлантический альянс пытается ускорить создание здесь своей военной инфраструктуры. Не исключено, что наша территория рассматривается как определенный плацдарм для НАТО и США на фоне противоборства с Россией. Поэтому Вашингтон (наверняка, за какие-то конкретные обещания со стороны молдавских властей) и поддержал нелегитимное большинство и сомнительное правительство в Молдове. Это геополитическая игра, тут не до репутации, здесь важно застолбить за собой определенную часть российского backyard-а, как это произошло с Грузией и Украиной ”, — заявил Богдан Цырдя noi.md.
На этом фоне Румыния, которая традиционно является “страной-стержнем” американского влияния в регионе, по мнению политолога, получила от Вашингтона отмашку стать “главным сюзереном над территорией Республики Молдова”.
“Я думаю, что из-за обострения геополитической обстановки и срыва определенных планов США, в американской администрации могли принять решение об ускорении плана “Великая Румыния”.
Информация о негласной поддержке Соединенными штатами унионистских устремлений Бухареста поступала из различных источников и центров уже давно. Но сейчас, после визита Виктории Нуланд в Бухарест и встречи с г-ном Плахотнюком, в частных беседах американской стороной вполне мог быть дан толчок уже существующей отмашке на объединение Молдовы с Румынией”, — считает Богдан Цырдя. Недаром идею о желательности и даже “спасительности” объединения для Республики Молдова в последнее время активно продвигают именно креатуры США. Например, Майя Санду.
И если до сих пор готовились идеологические предпосылки для “унири” (например, решение Конституционного суда, поставившего декларацию о независимости над Конституцией и фактически объявившего Молдову незаконным государством), то сейчас, считает Богдан Цырдя, ускоренными темпами строится инфраструктура объединения: большинство руководителей РМ и представителей политической элиты находятся под влиянием Бухареста.
Румыния после охлаждения отношений Молдовы с Россией является главным экономическим партнером РМ. После предоставления кредита в 150 млн евро Молдова попадет в финансовую зависимость от Бухареста. Происходит активное перекраивание молдавского медиарынка и активизация румынских и прорумынских СМИ. Идет активная обработка общественного мнения на предмет “Объединение с Румынией – единственный шанс для спасения Молдовы”. Следующим шагом может стать создание какого-нибудь Комитета по межинституциональному сотрудничеству или других аналогичных органов, как предложил на днях президент АНМ Георгий Дука для того, чтобы “приблизить время реинтеграции Молдовы с Румынией”.
И даже если на досрочных выборах победу одержат левые партии, Бухарест и стоящий за ним Вашингтон, вряд ли позволят Республике Молдова ускользнуть из своих рук.
“Сегодня в Молдове работают 9200 неправительственных организаций. Есть исследование, согласно которому 85% из этих НПО “сидят” на европейских и американских грантах. Около 100 НПО прозападной ориентации, включая унионистские, – мегаактивны. Это ядро, которое в любой момент может собрать костяк, вывести на улицы толпы людей и обострить обстановку в стране. Этот сценарий уже был успешно реализован Соединенными штатами на Украине”, — заявил Богдан Цырдя noi.md.
ИСТОЧНИК: NOI.MD
Комментарии закрыты.