Последнее решение КС вновь подогрело спекуляции вокруг этой темы и создало почву для очередного витка напряжения как на политическом Олимпе, так и в целом в обществе. Напомним, 31 октября, судьи дали парламенту «зеленый свет» на замену словосочетания «молдавский язык» синтагмой «румынский язык». Об этом пишет noi.md.
В ЛДПМ вердикт КС называют ещё одним шагом «к восстановлению исторической истины». По словам одного из авторов инициативы, лидера фракции либеральных демократов Тудора Делиу, вопрос о языке, на котором говорят граждане Республики Молдова, активно обсуждается с момента принятия Конституции в 1994 г. Хотя, по его словам, «всем понятно, что граждане говорят на румынском».
Лидер группы Европейской народной партии в парламенте Валерий Гилецкий так же приветствовал решение КС, отметив, что депутаты группы подписали инициативу в полном составе и готовы проголосовать за поправку в парламенте.
К нему присоединился вице-спикер и председатель ЕНПМ Юрий Лянкэ, заявивший о скором принятии поправки к Конституции как «большом успехе молдавского парламента».
Правда, судя по последним социологическим опросам, большая часть населения придерживается другой точки зрения. Порядка 60% жителей Молдовы склонны называть язык молдавским, а не румынским, при этом не утверждая, что речь идет о разных языках. Похожие показатели демонстрирует и недавняя перепись населения, согласно которой 56,7% граждан Молдовы называют родной язык молдавским и лишь 23,5% – румынским. Решение Конституционного суда и группа депутатов, по сути, диктуют большинству населения противоположную точку зрения.
Эксперты приходят к выводу, что в преддверии парламентских выборов-2018 власти используют эту тему как одну из составных частей формулы по отвлечению внимания от насущных проблем, стоящих перед молдавским обществом.
Многие из комментаторов акцентируют внимание на том, что молдавский КС состоит из граждан Румынии, которые действуют в интересах соседнего государства. Кроме того, председатель суда Тудор Панцыру в 2008-2012 гг. был депутатом румынского парламента и известен своими унионистскими взглядами. В качестве его основного места жительства практически все биографические источники называют Бухарест, даже после назначения на должность судьи Конституционного суда РМ.
Комментарии закрыты.