Конституционный суд ненароком стал в Молдове высшим органом власти, контролируя который Демократическая партия будет пытаться отменить любые решение гипотетической объединенной оппозиции, в том числе те, которые пока никто даже не пытался принять. Правый блок АКУМ лишь выдвинул идею возвращения к прежней избирательной системе, а судьи уже отреагировали: досрочные выборы, если до них дойдет дело, проводить надо будет по той же модели, что и последние плановые, на которых партии власти удалось получить высокий результат.
По мнению судей, к пропорциональной системе выборов можно будет вернуться только в рамках очередных парламентских выборах через 4 года, если за соответствующее изменение законодательства проголосуют депутаты. Сейчас же это, согласно пояснениям КС, может «навредить избирателям, конкурентам на выборах и партиям, создавая предпосылки для нарушения избирательного права и права быть избранным».
За разъяснениями к судьям, кстати, обратились недавно избранные независимые депутаты, которые считаются экспонентами Демпартии. Она стала главным выгодополучателем смешанной системы.
Бывший посол Молдовы в ООН Алексей Тулбуре считает, что последнее решение Конституционного суда подтверждает тот факт, что после выборов ничего не изменилось, а все государственные институты остаются под контролем Плахотнюка.
«Решение Конституционного суда говорит о том, что ничего не изменилось после выборов. Институты остаются захваченными и контролируемыми Плахотнюком. В частности, речь идет о Конституционном суде, который принимает совершенно абсурдные решения. У парламента есть суверенное право менять избирательную систему столько раз, сколько это необходимо и КС не в праве интерпретировать эти вещи. Но такое решение было принято из-за того, что оно выгодно Плахотнюку. Конечно, потенциальное большинство в парламенте, могло бы принять и какие-то меры в отношении КС, вплоть до его роспуска, однако тот факт, что Плахотнюк продолжает контролировать ситуацию в стране, а на протяжении двух месяцев «антиолигархические» партии не могут договориться, говорит о неспособности оппозиции принимать необходимые стране решения».
Тулбуре настаивает на том, что отмена смешанной системы возможна. Для этого необходимо сформировать большинство и проголосовать за нужные изменения. Конституционный суд в этом случае не имеет права отменять решения суверенного парламента
«Формируется большинство из 61 депутата, избираются рабочие органы парламента. Большинство формирует правительство. Среди первых решений избранного праламента – это возвращение к пропорциональной системе, которая не требует дополнительных экспертиз. И конституционный суд не имеет права отменять решения суверенного парламента. Парламент получает мандат на подобные действия напрямую от избирателей, а КС – это структура, у которой очень четко очерчены полномочия. В них не входит указывать на суверенность парламента».
В 2017 году, вопреки рекомендациям Венецианской комиссии, совместным голосование демократов и социалистов, была принята смешанная избирательная система. Парламентские выборы, прошедшие в феврале 2019 года, показали, что она была выгодна только Демократической партии, так как способствовала использованию административного ресурса.
Комментарии закрыты.