Дело о родах в туалете кишиневского Института матери и ребёнка, скорее всего, дойдёт до суда: слишком резонансным оказался этот случай, да и за защиту пациентки взялась известная неправительственная правозащитная организация.
Но это, скорее, — исключение, чем правило, отмечает автор статьи портала noi.md. Как говорят специалисты, порядка 80% заявлений, которые подают пострадавшие пациенты или родственники погибших пациентов, вообще не доходят до суда. А если дело и попадает в судебное производство, то суммы, которые определяет суд, как правило, невелики и могут ограничиваться 10-15 тыс. леев. Для сравнения: российский рекорд компенсации, выплаченной за врачебную ошибку, на сегодня составляет 15 млн руб. — эта сумма была выплачена в 2015 г. по решению суда Санкт-Петербургским госуниверситетом им. Павлова пациентке, потерявшей ребёнка. В Великобритании компенсационный максимум равен 15 млн. фунтов.
По приблизительным оценкам, ежегодно в России из-за врачебных ошибок погибают 40-50 тыс. человек, хотя официальной статистики медицинских ошибок и их последствий в РФ, как и в Молдове, не существует.
Проблема в том, что молдавское законодательство не содержит такого понятия, как “врачебная ошибка”, не ведётся статистика врачебных ошибок, хотя по оценкам общественных организаций, просчёты медиков ежегодно уносят тысячи жизней, нет в Республике Молдова и структуры, которая бы устанавливала степень тяжести этих ошибок.
По некоторым аспектам данная юридическая категория регулируется Уголовным кодексом. Например, согласно ст. 213 УК, нарушение по халатности врачом или иным медработником правил или методов оказания медицинской помощи, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерть пациента, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением или без лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от двух до пяти лет. Но, во-первых, по таким преступлениям срок исковой давности истекает через пять лет, а, во-вторых, в вопросе привлечения к уголовной ответственности за врачебные ошибки существуют определённые проблемы.
Любое уголовное дело о причинении тяжкого вреда здоровью или смерти человека от действий или бездействий медицинского персонала начинается с назначения судебно-медицинской экспертизы как основного доказательного источника. Но далеко не всегда врачи готовы подтвердить вину своего коллеги – срабатывает пресловутая корпоративная солидарность. А системы независимых экспертов в Молдове фактически не существует, поэтому у правоохранительных органов нет особого выбора, куда обращаться за экспертизой. Из-за этого столь высок процент отказов в возбуждении уголовных дел по заявлениям граждан.
Кроме того, врачебную ошибку довольно трудно доказать. Одно и то же лечение пациентов с одинаковыми симптомами может привести к совершенно разным последствиям. Да и далеко не все случаи врачебных ошибок возникают по непосредственной вине врача.
“Был случай, когда УЗИ показало, что в теле пациента находится инородное тело, была назначена операция, человека разрезали, но ничего не нашли, — говорит эксперт в области медицинского права Родика Грамма. — То есть, с одной стороны, пациент пострадал, а с другой – и оперировавший врач не виноват. Ошибка ошибке рознь. Бывает, что медицинская ошибка действительно допущена по халатности, а бывает, что риски возникают из-за качества оборудования, результатов лабораторных анализов и так далее. Случается, что ошибается молодой специалист – случай сложный, а ему не хватает знаний и опыта. А бывает и такое, что роды в селе вынужден принимать семейный врач, потому что другого специалиста рядом не оказалось. Как он должен поступить – перестраховаться и отмахнуться или пойти на риск?.
Поэтому, чтобы пациент не остался у разбитого корыта, потеряв здоровье и не добившись правды в суде, в Молдове по примеру других стран должна быть введена альтернатива уголовной ответственности медицинского персонала – так называемая гражданско-правовая ответственность или внесудебные механизмы регулирования врачебных ошибок. Речь идёт о страховании профессиональной ответственности, в рамках которой граждане, пострадавшие от врачебных ошибок, могут получить компенсации».
Комментарии закрыты.