Еврейское кладбище, одно из старейших мест в Бельцах, символ ушедшей эпохи, зарастает бурьяном, а вековые надгробья разрушаются. В редакцию Бельцкого телевидения обратился житель Соединенных Штатов, уроженец Бельц Аркадий Верзуб, который пытается спасти этот исторический памятник. Его общественная организация собирает средства по всему миру, пытаясь облагородить древний некрополь. Но требуется и помощь местных властей. Приехав в очередной раз на малую Родину, Аркадий Верзуб заметил, что в Бельцах наконец-то начали приводить в порядок христианские кладбища. Он просит, чтобы не забывали и о еврейском.
На еврейском кладбище генеральная уборка. Она происходит всякий раз, когда Аркадий Верзуб берет у себя в Штатах отпуск и приезжает в Бельцы. Здесь вырывают сорняки и обрабатывают поверхность специальным раствором, который предотвращает их дальнейший рост. Проблема в том, что всё это почти некому вывозить. МП ДРСУ, у которого сейчас тоже весенняя страда, смогло выделить только один трактор.
К сожалению, полностью привести кладбище в порядок только лишь силами общественной организации невозможно. Необходимо вмешательство городских властей. Ведь речь идет о памятнике, который, в определенном смысле является лицом города. Десятки тысяч уроженцев Бельц живут сегодня по всему миру. Иногда они приезжают на могилы предков, но то, что они здесь видят, вряд ли делает сегодняшним Бельцам честь.
На еврейском кладбище похоронены многие бельчане, которые строили наш город, были знаменитыми врачами и учителями. Это представители ушедшего поколения, создававшего в Бельцах неповторимую городскую атмосферу, которой сегодня так не хватает.
Первые захоронения здесь начали производить ещё в 18 веке. Сегодня это уже почти археология. Но могильные плиты с надписями на иврите повалены или растащены, а старое кладбище в низине у железной дороги скорее напоминает лужайку с камнями. Неудивительно, что здесь пасутся коровы, ведь исторические место даже не огорожено.
Бельцы – известное на весь мир еврейское местечко. Песня, впервые исполненная в Нью-Йорке 20-х годов уроженкой города Изой Кремер, стала символом ностальгии евреев о покинутой малой родине. Их Штетел Бэлц ушел, конечно, безвозвратно. Но важно сохранить память о людях, которые его создавали.
Комментарии закрыты.