Может ли Молдова стать европейским Сингапуром для IT-сферы?

В последнее время молдавские власти связывают большие надежды с отраслью информационных технологий, увидев в ней потенциал катализатора роста для традиционных отраслей. Ставятся амбициозные цели по привлечению в нашу страну известных транснациональных IT-компаний и выходу на передовую позицию на региональном и мировом рынке информационных технологий. Но что на самом деле стоит за этими заявлениями? И что реально может сделать Молдова для большого качественного рывка?

А что у нас есть для этого?

В Молдове, по данным за 2013 г., действовало свыше 300 предприятий в сфере IT, из них более чем 50 – с иностранным капиталом. Правительство ставит цель к 2121 г. увеличить их число до 600 (200 – с иностранным капиталом) с оборотом $260 млн. В этой индустрии трудились 7600 человек, к 2121 г. планируется привлечь 18000.

Поскольку для развития IT-услуг требуется телекоммуникационная инфраструктура, то в связи с этим можно отметить, что в Молдове оптоволоконные сети охватывают 90% населенных пунктов страны, уровень проникновения достиг 123%. Свыше 50% населения подключены к Интернету. Молдова занимает 5-е место в мире по самому низкому уровню цен на фиксированный широкополосный доступ. Наша страна вошла в первые 40 стран по «е-участию». Экспорт IT-услуг за последние 10 лет вырос с $3,64 млн. до $70,1 млн., или более чем в 19 раз (в 2121 г. ожидается объем экспорта в размере $200 млн).

Но что мешает для роста?

Заместитель генерального директора по программным разработкам компании DAAC System Integrator Иван Сырбу:

— Если рассматривать внутренний рынок IT-услуг, то, к сожалению, он очень сильно зависит от внешнего финансирования. То есть затраты на ITиз бюджета страны и предприятий незначительные. Практически все крупные проекты, реализованные нашей компанией для госсектора республики, финансировались Всемирным банком, UNDP, USAID- внешними донорами.

Более того, к большому сожалению, большинство этих проектов краткосрочные и финансируют только первоначальную реализацию – разработку той или иной информационной системы. И ни один из них не предусматривает долгосрочного финансирования, поддержки и развития этих систем, а это ложится бременем на бюджет, в котором денег нет.

Отсюда, соответственно, проблемы в эксплуатации, поддержке, актуализации уже внедренных систем. Поэтому говорить о каких-то перспективах роста внутри страны без внешнего финансирования сложно.

Другое дело, если развитие будет направлено для внешнего рынка аутсорсинга IT-услуг. Здесь больше перспектив, но они, опять же, двоякие. Дело в том, что, с одной стороны, в Молдове есть немало хороших специалистов в области IT, с другой стороны, эти специалисты очень быстро «высасываются» из молдавских компаний в иностранные, которые либо открывают филиалы у нас, либо программисты совсем уезжают.

Кадры готовим для иностранных компаний

Потому что нам сложно конкурировать по условиям даже с российскими компаниями. А новые кадры зачастую слабо подготовленные. Например, в рамках DAAC System Integrator запустили программу стажировки, чтобы самостоятельно готовить пополнение и замену ресурсов. Она показала свою эффективность, т.к. в прошлом году всех новых сотрудников приняли на работу из стажеров.

Однако через год-два они уходят дальше уже подготовленными специалистами в западные компании — эта проблема всех молдавских компаний. Найти готового программиста очень сложно, а удержать еще сложнее. Если в Молдове высококвалифицированный специалист получает достойную по нашим меркам зарплату, то, работая на западную компанию, он может зарабатывать, как минимум, в два раза больше.

Тем не менее, чтобы решить кадровую проблему, кое-что в этом направлении делается. Например, при Техническом университете в 2014 г., при поддержке USAID, Microsoft, IBM и Ассоциации частных IT-компаний Молдовы, был создан первый в Молдове Центр в области информационных технологий (Centru de Excelenţă în domeniul Tehnologiilor Informaţionale).

Там создана площадка для студенческих стартапов. Но, по словам преподавателей, любые мало-мальски соображающие студенты либо по разным программам поехали в США подзаработать либо уже на кого-то работают, т.е. их расхватывают на лету. А уровень подготовки основной массы очень низкий.

Завалим своим софтом весь мир?

По мнению Ивана Сырбу, выход на международные рынки предполагает соответствие определенным квалификационным требованиям, которые существуют на этих рынках. И, несмотря на квалификацию персонала и опыт молдавских компаний в реализации сложных решений, зачастую они не могут соответствовать этим требованиям.

Более того, как правило, квалификационные требования тендеров, которые проводят ЕБРР, ВБ или другие структуры по крупным IT-проектам в Молдове, сформулированы таким образом, что молдавские компании самостоятельно в них участвовать не могут. Такие условия предполагают поиск партнеров, либо наличие определенных международных сертификаций, либо контрактов на миллионы евро.

— Мы в таких проектах находим партнера, который соответствует квалификации и выступаем совместно, — делится опытом собеседник. — Например, так мы работали над внедрением информационной системы Национальной кассы социального страхования совместно с греческой компанией Intracom, выполняя субподряд.

Другой проект был для МВД с российской компанией – система учета правонарушений и совершивших их правонарушителей. Она поставлялась российской компанией и внедрялась с нашим участием. Но на текущий момент поддержки у неё нет, потому что нет соответствующего бюджета. Эксплуатация информационной системы такого уровня без необходимой поддержки очень рискованна.

Мы рассматривали возможность тиражирования наших продуктов, как минимум, на территории СНГ, а так как наши системы являются государственными (национальная система учета животных, системы электронных закупок, электронной отчетности, система доступа к лицевому счету налогоплательщика и т.д.), то они являются достаточно специфичными, и их продвижение возможно при поддержке тех же госорганов, для которых были реализованы эти продукты. С их помощью можно убедить соответствующие госучреждения других стран СНГ в целесообразности и эффективности внедрения подобных систем. Как IT-компания мы не можем самостоятельно продвигать эти решения в других странах.

Может ли Молдова стать европейским Сингапуром для IT-сферы?

— Это зависит от законодательства, — считает Иван Сырбу. — Когда молдавские компании освобождали от какой-то части налогов, чтобы дать дополнительный стимул, нам, например, было сложно воспользоваться этими льготами, потому что для этого нужно было разделить компанию по разным направлениям. Поскольку как интегратор мы не вписывались в эти условия, то продолжили работать в стандартных условиях.

Для маленьких компаний и стартапов, если дать больше возможностей, в том числе налоговых (единый налог — 7% в IT-парках) и юридических послаблений в организационных вопросах, это будет стимулом для развития, однако не снимет той же кадровой проблемы. То есть должна быть комплексная программа.

Но основная проблема для IT Молдовы – это отсутствие последовательности в реализации программ. С каждым новым составом правительства даже в рамках той же коалиции останавливаются начатые проекты, а что-то вообще надо начинать сначала. Нет преемственности. И это касается всех сфер, не только IT.

Ту же систему электронных закупок мы были вынуждены приостановить в 2010 г. из-за смены руководства в госучреждениях, участвующих в реализации проекта, потому что никто не хотел признавать результатов пилотного проекта, в котором начали работать пять организаций.

И только благодаря многочисленным презентациям нашей работы разным экспертам, которых нанимали доноры, чтобы они проанализировали и подтвердили, что система соответствует всем техническим требованиям, проект был перезапущен. Это доказывание отнимает много сил и энергии, чтобы в итоге отдать то, что было сделано для нашего же государства, правда, при других руководителях.

Как понимает развитие IT наша власть?

Председатель Ассоциации частных IT-компаний Молдовы и генеральный директор компании Deeplace Вячеслав Кунев:

— В настоящее время любой стране, которая развивается, необходимо использовать какое-то количество IT(мобильную связь, Интернет), но, по сути, это не развитие, а обеспечение некой деятельности государства, бизнеса и общества.

Другое дело, когда мы пытаемся сделать IT локомотивом роста отдельно взятой страны. Например, у нас доля всей отрасли ICT(информационно-коммуникационных технологий) в ВВП составляет 7%, а у Израиля – 30%. Когда мы бьемся за 30%, можем говорить о развитии. И это должно быть реальным, а не декларируемым приоритетом. Кроме того, важна структура этих процентов. Ведь в нынешних 7% примерно 5% приходятся на телекоммуникации.

А телекоммуникации – это то, что используется для других видов деятельности, поэтому то, что мы платим за телекоммуникации (переговоры, передачу данных и т.д.), ложится расходами на бизнес. Соответственно, чем меньше доля телекоммуникаций, тем выгоднее для страны в целом, т.к. снижаются расходы на ведение бизнеса. Поэтому нам нужна структура в ICT, в которой как можно меньше доли телекоммуникаций, продажи оборудования и как можно больше доля программных продуктов или «ноу-хау».

Какой из приоритетов приоритетнее?

В нашей стране называются приоритетными несколько отраслей. По мнению Вячеслава Кунева, всё-таки должен быть некий реальный приоритет. В таком случае IT какой приоритет? Один из декларируемых или реальный?

— На данный момент я не вижу документа, который четко говорит о том, что из всех отраслей народного хозяйства Молдовы государство видит в качестве приоритета отрасль IT в силу объективных причин, — продолжает собеседник. — Какие отрасли сегодня могут дать взрывной рост? Сельское хозяйство в лучшем случае дает эволюционный рост, оно не может развиваться скачкообразно. Молдова уже не может стать оффшорной зоной, т.к. ассоциировалась с ЕС.

То есть IT– единственная отрасль, которая может дать взрывной рост. Соответственно, государство должно назвать главным приоритетом эту отрасль и поставить задачу довести её долю в ВВП, например, до 20% или 30%. И пока это не станет реальным приоритетом, а не декларируемым, все, что мы делаем, может быть эволюционным развитием, но не революционным.

Двух хороших законов мало

Парламент недавно принял два закона в области IT, которые снижают и оптимизируют налогообложение молдавских компаний, делая их более конкурентоспособными. Но нужно учитывать и ситуацию на мировом рынке IT.

— Во всей нашей отрасли ICT работают около 35 тыс. человек, даже если это число увеличить в два раза, то в сравнении с тем, что Индия с 2018 г. планирует выпускать 1 млн IT-инженеров ежегодно, мы когда-нибудь сможем конкурировать с Индией с точки зрения производства программных продуктов? Если мы делаем ставку на то, чтобы увеличить число IT-специалистов с 7,6 тыс. до 20 тыс., это всё равно принципиально ничего не решает. Мы всё равно будем в очень жёсткой конкуренции, с которой ничего сделать не можем.

Кроме того, важен и объём рынка. Например, в Румынии выгоднее открыть компанию, потому что там ещё и рынок большой. К тому же есть проблема не только в сумме налогов, но и в том, насколько лояльны законодательство и налоговое администрирование, которое у нас очень жёсткое (чуть что – сразу штраф и арест счетов). Идти по традиционному пути и пытаться увеличить количество людей в отрасли – это сложный путь.

С другой стороны, молодые люди, которые получают эту специальность, не видят своего будущего в этой стране. Недавно, читая лекцию в аудитории из 200 человек, я спросил, кто хочет после окончания университета уехать из Молдовы, и половина студентов подняла руки.

Получается ещё один парадокс — чем лучше мы их готовим, тем быстрее они уедут. Поэтому нам не просто надо сделать здесь хорошие условия, нам надо сделать так, чтобы этим молодым людям и крупным компаниям было интересно, помимо того, что у нас есть разработчики.

Вторая часть проблемы заключается в том, что во всем мире очень популярны стартапы. Однако у нас вообще нет экосистемы, культуры стартапов. Люди не понимают, что такое «стартап», какова его задача, для чего он создаётся, как финансируется, что важно для инвестора, какие этапы надо пройти и т.д.

Поэтому 80% из них заведомо обречены, потому что люди захвачены идеей, но не понимают, как её монетизировать. Кроме того, у нас и нет института инвесторов, к которым можно было бы прийти с хорошей идеей, а они были бы готовы в неё вкладываться.

Наша следующая задача – развить всю необходимую инфраструктуру (бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, сообщество бизнес-ангелов, венчурные фонды и т.д.). На это требуется не менее одного-двух лет. Но и это может дать некое эволюционное развитие, однако не даст принципиального развития, а нам нужен скачок, — делает вывод Вячеслав Кунев.

Названы технологии, которые изменят мир

Что нам может обеспечить революционный скачок в развитии? По мнению руководителя Ассоциации частных IT-компаний Молдовы, только взрывной рост разных технологий. В январе этого года, на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы ключевые технологии, которые в течение ближайших пяти-десяти лет полностью изменят мир.

Это — так называемая технология blockchain (технология надежного распределенного хранения достоверных записей, состоящая из цепочки блоков), которая полностью изменит государственное электронное управление и финансовые технологии; медицина, где IT-технологии перенесут акцент с лечения на диагностику и лечение на ранних стадиях; 3D-печать, когда большинство продуктов, включая человеческие органы (пока печатают органы животных) будут печататься ровно в нужном количестве в месте потребления; энергетика (появятся компактные аккумуляторы энергии, которые позволят отключиться от тепловых и электрических сетей).

Теперь все страны начинают соревноваться, кто первым начнет использовать эти технологии и приобретёт необходимый опыт. Парадокс заключается в том, что по части технологий blockchain и медицины Молдова очень хорошо подходит к тому, чтобы стать центром компетенции по внедрению этих технологий.

Во-первых, потому что наша республика – небольшая страна. Во-вторых, у нас отличная IT-инфраструктура – одна из лучших в мире (доступ к Интернету, покрытие, скорость). В-третьих, по многим направлениям государственного электронного управления мы не очень развиты, поэтому нам надо не менять систему, а создавать сразу правильно, что дешевле.

Также в числе наших преимуществ – то, что в Молдове полностью оцифровано все население, мы очень удачно расположены географически и даже то, что мы ассоциированы с ЕС, позволяет рассматривать нашу страну как тестовую, в том числе и для Европы. Всё это вместе открывает перед нами окно возможностей – стать этой территорией, где имеет смысл открыть центры компетенции по этим технологиям, чтобы здесь пробовали, а потом этот опыт транслировали на другие страны.

Что нам нужно, чтобы совершить такой скачок?

— То небольшое число программистов, которое у нас есть, может участвовать в таких проектах и их вполне достаточно для этого, — полагает Вячеслав Кунев. — Для того чтобы создавать принципиально новую технологию, не нужны десятки тысяч программистов, может хватить и ста. И уровень доходов в этом значительно выше, потому что когда мы продаём труд программистов на аутсорсинг, мы спорим с теми же индусами, а когда продаём «ноу-хау» или конечную практику применения, прибыль может достигать сотен и тысяч процентов, потому что продается опыт. Поэтому сейчас для Молдовы открывается окно возможностей.

И на Moldova ICT Summit`2016 мы говорили, как его использовать. Если Молдова в течение одного года начнет активно пытаться внедрять эти технологии, у нее появятся большие возможности. На том же Давосском форуме было сказано, что сегодня страны делятся на развивающиеся и развитые. Но в ближайшее десятилетие произойдет перелом в этой градации: они будут делиться на инновационные и не инновационные. Наша задача сейчас – стать инновационной страной и позиционироваться как инновационная страна №1.

Важно, что это не требует много денег. Политическая воля (согласие участвовать в этой игре, готовность быстро и адаптивно менять законы, создавать режим наибольшего благоприятствования там, где нужно) на порядок важнее, чем деньги. Чтобы поднять сельское хозяйство, нужны миллиарды, чтобы сделать такой скачок, нужны миллионы, а эти деньги даже сегодня у государства есть.

Нам надо ввести понятие электронного гражданства для физических лиц (с ограничением прав) и резидентства – для компаний (например, в рамках IT-парков). И что очень важно — мы должны себе позволить роскошь не бояться ошибиться, потому что, когда обсуждаются эти вопросы, ключевой вопрос – кто это уже сделал? Мы должны быть первыми.

Коллеги на саммите заметили, что Молдова — маленькая страна, но с бюрократией большой страны. К сожалению, у нас нет понимания того, что мы меньше и, соответственно, должны быть быстрее. Чтобы Молдова стала инновационным центром, нам нужно предложить скорость, т.к. для IT-компаний быстрота важнее даже денег, потому что первые продадут свой продукт дороже.

Поэтому если не обеспечим более высокую скорость принятия решений, чем где-то еще, мы обречены. У нас это окно возможностей открыто всего лишь на один год. Если в течение этого времени не начнем ничего делать, оно закроется, другие страны будут в этом лидерами, а мы через некоторое время будем у них покупать.

Можно оставить те же 7 тыс. программистов и с их помощью заработать миллиарды, а можно их увеличить до 100 тыс., но нарастить долю в ВВП с 7% до 12%. Но принципиально это ситуацию не изменит. Если мы сделаем этот скачок – «прыжок лягушки», мы перепрыгнем через некоторые состояния. Нам надо сделать прыжок в инновационные страны. И это всё реально.

Собственно, так должны ставиться задачи по любой отрасли. Например, по сельскому хозяйству я бы не столько развивал само по себе сельское хозяйство, сколько вложился бы в технологию, связанную с искусственным интеллектом. В этом мы тоже могли бы стать лидерами.

Суть в том, что запускаются дроны по всей стране, чтобы они каждый день делали снимки роста культур. Специалисты отслеживают, что меняется, в зависимости от погоды, сорняков и т.д., собирают эту информацию, обрабатывают и ищут заранее не известные закономерности. Создав такую базу, можно предложить услуги Румынии и Украине. Они посылают свои снимки, а мы им даем как бы рекомендации. Дроны – не проблема (в ТУ есть ребята, которые ими занимаются), знания по сельскому хозяйству в Молдове тоже есть. Просто нужно так поставить задачу и делать. И в любой отрасли надо пытаться быть пионерами.

Автор: Ангелина Таран
Источник: noi.md

Другие новости

Комментарии закрыты.

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. ПринятьУзнать больше

Hide picture