Судья Химкинского городского суда начала рассматривать представление о заключении под стражу Алексея Навального прямо в здании 2-го отделения полиции УМВД по городскому округу Химки, где политик находится с ночи 18 января после задержания в аэропорту Шереметьево. Об этом сообщил в Twitter адвокат политика Вадим Кобзев и опубликовал копию соответствующего уведомления.
«Я о таком в юридической практике не слышал никогда», — прокомментировал директор ФБК Иван Жданов. Адвокат Навального Ольга Михайлова сообщила ТАСС, что ФСИН просит суд арестовать оппозиционера до рассмотрения вопроса о замене ему наказания с условного на реальное по делу «Ив Роше».
В МВД заявили, что у Навального отсутствует результат теста на COVID, и именно поэтому заседание по избранию меры пресечения проходит в отделении в Химках. При этом журналистов и родственников на заседание не допустили «из соображений санитарной безопасности».
После задержания по прилете в Россию из Германии местонахождение Навального оставалось неизвестным около четырех часов. Адвокатов и членов Общественной наблюдательной комиссии к политику не пустили. Утром они все же смогли попасть в само здание химкинского ОВД, но не к Навальному.
«Адвокатов пропустили в УВД, посадили в каком-то кабинете. Сказали, что ФСИН должен приехать и привезти материалы для ознакомления, после чего СУД БУДЕТ СЕГОДНЯ. Алексея адвокаты до сих пор не видели. Мы предполагаем, что его могут сейчас куда-то увезти без них», — написала в Twitter пресс-секретарь оппозиционера и ФБК Кира Ярмыш.
«Почему заседание проходит в полиции, я не понимаю? Почему никого не уведомили, не дали никакой повестки? — заявил Навальный перед началом заседания. — Я много видел насмешек над правосудием, но, видимо, тот самый дед в бункере настолько всего боится, что просто демонстративно разорвали и выкинули на помойку Уголовно-процессуальный кодекс. Это невозможно, что происходит здесь — в наивысшей степени беззаконие» (цитата по «Медиазоне»).
Навальный призвал судью объявить перерыв, чтобы пригласить своих защитников и родственников. «Оно тайное даже для меня — зайдя сюда, я обнаружил, что идет судебное заседание», — сказал оппозиционер. Судья в ответ потребовала соблюдать регламент, сказав, что часть заседания, на которой заявляются ходатайства, пока не наступила. Навальный на это заметил, что регламент судебного заседания не соблюдается в принципе, так как оно должно проходить в помещении Химкинского суда, а основание, на котором заседание сделано выездным, никто не назвал.
Как сообщает издание Life Shot, съемочную группу которого пропустили в ОВД через задний вход, защита Навального потребовала отвода судьи. Та отклонила отвод, назвав его «надуманным и необоснованным». Однако после этого предоставила адвокатам 30 минут для ознакомления с материалами дела и 20 минут на общение с подзащитным.
По словам журналиста «Дождя» Василия Полонского, из представителей СМИ в ОВД пустили только Life и съемочную группу телеканала «Россия 1». Корреспондент «Грани.ру» Андрей Новичков пишет в Twitter, что представитель УМВД по городскому округу Химки отказывает в аккредитации журналистам со словами «мы не суд, а полиция».
Помощник председателя Химкинского городского суда заявил «МБХ медиа», что провести заседание в полиции решили для того, «чтобы присутствовали журналисты».
«Потому что такой режим работы суда, у нас ограниченный доступ граждан, следовательно, журналистов в суд не пустили бы. В связи с тем, что это резонансное дело, было принято решение, чтобы журналисты присутствовали в полиции, потому что у нас коронавирус, много заболевших сотрудников», — сказал собеседник издания.
Судья пока находится в «совещательной комнате».
Юристы о законности проведения суда в полиции
Глава юридического отдела ФБК Вячеслав Гимади отметил, что статья 118 Конституции не позволяет создания чрезвычайных судов. «Для Навального де-факто создали чрезвычайный суд-трибунал в ОВД. Вне суда, вне процедуры, непредусмотренная мера (для условно осуждённых в УИК нет стражи). Видимо, власть хочет для себя тоже не суд, а трибунал», — пишет он в Twitter.
Управляющий партнер петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин в комментарии The Bell сообщил, что избрание меры пресечения до суда, где будет решаться вопрос об изменении условного срока Навальному по делу «Ив Роше» на реальный, законом не предусмотрено.
«На практике, если решение о замене условного осуждения на реальное произошло заочно, так как лицо находилось в розыске, только тогда ему может быть избрана мера пресечения для исполнения приговора. Таким образом, избрание меры пресечения Навальному до основного суда будет незаконным», — объяснил юрист.
По словам управляющего партнера юридического бюро «Пропозитум» Дмитрия Галанцева, «теоретически выездные заседания возможны, только необходимы некие основания». В случае с Навальным эти основания неясны: «Вероятно, это было сделано для того, чтобы не допустить еще большего общественного резонанса и отсечь народ, хотя по закону слушания по мере пресечения должны были проходить в обычном суде».
17 января сотрудники отдела розыска оперативного управления УФСИН России по Москве задержали Навального в аэропорту Шереметьево на пограничном контроле на основании постановления начальника УФСИН от 29 декабря 2020 года, по которому политик был объявлен в федеральный розыск за «систематические нарушения условий испытательного срока» по делу «Ив Роше».
Во ФСИН заявили, что меру пресечения Навальному определит суд, назначенный на 29 января, а до этого он будет находиться под стражей. При этом, согласно Конституции РФ, гражданин РФ не может быть задержан более чем на 48 часов без решения суда, а у ФСИН вообще не было полномочий задерживать Навального, отметили в ФБК.
Подробнее: newsru.com
Комментарии закрыты.