Президент и лидер социалистов Игорь Додон, наверное, считает себя очень ловким «шмекером», который сумеет проскочить между струйками к заветной цели — занять место координатора правящей коалиции Владимира Плахотнюка в созданной тем порочной, антинародной системе захваченного государства. Додон не собирается ломать созданную Плахотнюком систему. Он не намерен освобождать страну от захватчика-олигарха. Он просто хочет занять его место. Он думает, что обхитрит всех, включая самого Плахотнюка.
В своем циничном движении к поставленной цели Додон за очень короткий срок успел наделать множество ошибок. Главная том, что он окончательно выбрал союз с Плахотнюком и предал всех, кому обещал бороться с олигархом.
Додон думает, что какое-то время он сумеет мирно сосуществовать с Плахотнюком, а потом, в подходящий момент, одним ударом избавиться от него и стать единоличным правителем Молдовы. Наивное заблуждение. Плахотнюк не для того сделал Додона президентом, чтобы уступать ему свою власть. Пока Додон продолжает оказывать Плахотнюку ценные услуги как во внутренней,так и во внешней политике, он нужен координатору, но если однажды они столкнутся на узкой дорожке, ясно, кто кого ликвидирует. У Плахотнюка богатый опыт уничтожения как целых партий (коммунисты, либерал-демократы, либералы), так и отдельных политиков и бизнесменов (Владимир Воронин, Влад Филат, Вячеслав Платон). Нет сомнений, что он уничтожит и Додона с социалистами. Просто еще не время. Если же режим Плахотнюка падет под ударами внутренней оппозиции и внешних факторов, Додон тоже останется ни с чем. Если Плахотнюк пойдет на дно, то потянет за собой и Додона, который до конца жизни не отмоется от клейма предателя и подельника свергнутого упыря.
Сотрудничество Додона с Плахотнюком тянется еще с конца нулевых годов, когда нынешний президент работал в правительстве коммунистов. В 2012 году Додон предал ПКРМ и обеспечил Плахотнюку недостающие голоса при утверждении президента Николае Тимофти. Впоследствие подконтрольный Плахотнюку Координационный совет по телевидению и радио помог Додону получить три телевизионных канала. В ноябре 2016 года депутаты-социалисты во главе с Додоном проголосовали за изменение Конституции, которое позволило президенту Тимофти назначить лояльного Плахотнюку генерального прокурора Эдуарда Харунжена. Фракция ПСРМ могла бы потерпеть месяц с этим голосованием, подождать, пока Додон не вступит в должность президента и сам не назначит антиплахотнюковского генпрокурора. Но очень уж они торопились сделать координатору приятное, расплачиваясь по счетам за поддержку Додона Плахотнюком на президентских выборах. Затем последовал торг между Додоном и Плахотнюком при назначении послов, директора «Молдова-газ», директора АНРЕ, судей. Адвокаты Додона любят повторять, что у него нет полномочий, но никто не мешал президенту не назначать судей-подонков, которые калечили судьбы людей, фабриковали политические дела. По удивительному совпадению, в то время, когда Плахотнюк бьет всю оппозицию, социалисты чувствуют себя очень комфортно. Адская мясорубка карательной системы Плахотнюка заботливо обходит стороной ПСРМ. Пока обходит.
Апофеозом предательства Додона стало выдвижение им законодательной инициативы о переходе к смешанной системе выборов. Президент и лидер социалистов бросил спасательный круг Плахотнюку, у которого не было никаких шансов продвинуть собственную инициативу по введению одномандатной системы. Плахотнюк, который еще в 2013 году предлагал смешанную систему, поднял планку требований, выдвинув инициативу уже с чисто одномандатными выборами, а Додон, уже в качестве «компромисса», предложил смешанную систему. На глазах у всех они разыграли дешевую двухходовку, в результате которой Плахотнюк получил то, что изначально хотел. Против изменения избирательной системы выступила вся реальная оппозиция внутри Молдовы и ее внешние партнеры. За — только Плахотнюк с Додоном. При этом лидер социалистов предал и свою собственную партию, которая при действующей пропорциональной системе могла бы получить большинство мест в новом парламенте, но теряет такую возможность при смешанной системе. Наивные социалисты еще не поняли, что их тоже предали.
В захваченном государстве любое изменение избирательной системы лишь укрепит олигархический режим Плахотнюка — это аксиома для всех, но только не для Додона. Вместо того, чтобы сломать, как он и обещал на выборах, плахотнюковскую тюрьму, он помогает главному надсмотрщику сохранять свою систему.
Додон с социалистами окончательно оказались с одной политической лодке с организованной преступной группировкой под названием «ДПМ Плахотнюка». Некоторые заговорили о возникновении «режима Плахотнюка-Додона», но это слишком громко сказано. Режим остается все тем же, плахотнюковским, Додон просто окончательно встроился в него, действует с Плахотнюком в тандеме.
Президент и лидер социалистов полностью разорвал отношения со всеми реальными оппозиционными силами, променяв их на сделку с Плахотнюком. Вместе они пытаются зачистить всю партийно-политическую систему Молдовы от конкурентов. Особо подло выглядит поведение Додона по отношению к лидеру «Нашей партии» Ренато Усатому. Перед вторым туром президентских выборов Додон обещал Усатому, что будет бороться с Плахотнюком. Тоже обманул и предал. Оправдывает себя тем, что у него нет полномочий закрывать уголовные дела. Желания у него помогать Усатому, в котором он видит уже не партнера, а конкурента, нет, а не полномочий. И Плахотнюк держит на коротком поводке.
Отказавшись от сотрудничества с кем бы то ни было на левоцетристском сегменте политического спектра, и пресмыкаясь перед Плахотнюком, Додон фактически ставит крест на идее евразийской интеграции Молдовы и ее внутренней реинтеграции через урегулирование приднестровской проблемы. Политические, медийные и прочие инвестиции тех, кто думал, что Додон достигнет этих целей, можно списывать на убытки.
Борьбе за победу всех патриотических сил над режимом Плахотнюка Додон предпочел комфортное сосуществование с координатором, перед которым президент и лидер социалистов явно испытывает стокгольмский синдром. Именно при «пророссийском» Додоне градус официальной русофобии достиг невиданных высот.
Продвигаемая Додоном с подачи Плахотнюка смешанная система означает сохранение нынешнего режима на десятилетия вперед, а значит, и сохранение власти Плахотнюка, и дальнейшее пребывание Молдовы в состоянии захваченного государства, и продвижение прозападного, проунионистского, пронатовского курса.
На словах Додон провозглашает курс на евразийскую интеграцию, но на деле он предпочитает конформистски, тандемно плыть вместе с Плахотнюком, наслаждаясь всем кофмортом «пиратской» яхты, на капитанском мостике которой продолжает рулить все тот же координатор.
Если бы ПСРМ присоединилась к общим протестам оппозиции о непризнании ни одномандатной, ни смешанной системы, то Плахотнюк со своей ДПМ, с их тремя процентами рейтинга, оказались бы в полной внутренней и международной изоляции. Но Додон спасает Плахотнюка, помогает ему сохранить свою систему, и все это за долю малую — обещание сделать президента с его ПСРМ частью этой системы.
Выборы — это как экзамен для политиков. Раз в четыре года они должны отчитаться перед избирателями за то, как они выполняют свои обещания. Меняя систему выборов, Додон с Плахотнюком как бы говорят: «Экзамен отменяется. Двоечник Плахотнюк сдавать его не будет. Он переходит в следующий класс без экзаменов. А кого еще допустить в тот класс, тоже будет решать он, но уже по новой системе, предложенной Додоном». Нанайские мальчики-наперсточники.
Дмитрий Чубашенко
Комментарии закрыты.